Говорят, что у войны не женское лицо. Справедливо. Тем более очень важно помнить о роли наших бабушек, мам в достижении Победы советского народа в Великой Отечественной войне, которые были санинструкторами и разведчицами, радистками и танкистами, партизанами и диверсантками, воевали на морях и в воздухе. Вспомним хотя бы проникновенный фильм о женщинах-воинах «А зори здесь тихие…», экранизацию повести писателя-фронтовика Бориса Васильева, потрясающий до глубины души даже самого стойкого зрителя.
Сегодняшний рассказ о летчице 46-го гвардейского ночного бомбардировочного полка, чисто женского полка, нашей землячке, белоруске из Гомеля Галине Ивановне Докутович. «Ночные ведьмы», как прозвали наших летчиц немцы, воевали на самолетах По-2 [1], которые даже не были предназначены для боевых действий. Показывая при этом чудеса храбрости и наводя ужас на врага. На фронт женский полк вылетел 23 мая 1942 года, их, наших героинь, было тогда 112, в своем большинстве они были в возрасте от 17 до 22 лет. Всего летчицы авиаполка за время боевых действий произвели 23 672 боевых вылета.
Не буду перечислять их боевые достижения, лучше приведу слова восхищения и признательности за их подвиги, которые высказали французские летчики полка «Нормандия — Неман»: «Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить свое восхищение советскими летчицами!»
Далеко не всем летчицам женского полка удалось дожить до Победы, боевые потери полка составили 23 человека, в их числе и Галина Докутович, штурман полка. В боевом донесении читаем: «В ночь на 1 августа 1943 года самолет младшего лейтенанта Г. Докутович над целью был обстрелян сильным зенитным огнем противника. несмотря на сильное огневое заграждение и прожектора противника, боевое задание было выполнено — бомбы легли в цель. При возвращении на свой аэродром самолет был подожжен огнем истребителя противника, в результате Докутович сгорела вместе с самолетом». Посмертно Галина Ивановна Докутович, находившаяся на фронте с 27 мая 1942 года, совершившая 136 боевых вылетов, кавалер ордена Красной Звезды, была награждена орденом Отечественной войны II степени.
Галя родилась в Гомеле 20 февраля 1921 года, школьницей любила литературу, которая, как писала она в дневнике, «великую силу имеет над человеческими умами и сердцами, учит человека глубже всматриваться в жизнь, в окружающее, смелее и чище жить». Позднее пришло увлечение спортом, и Галя стала лучшей гимнасткой школы, дважды завоевывала 2-е место на республиканских гимнастических соревнованиях. В 9-м классе она уже учлет Гомельского аэроклуба, вначале освоила планер, совершила парашютные прыжки и первой среди девушек приступила к полетам на самолете. Небо увлекло Галю, и она поступила в 1938 году в Московский авиационный институт, училась самозабвенно, строила планы на жизнь, но все изменила война.
Уже в первые дни Галя в составе группы студентов ушла на оборонительные работы. С горечью и тревогой узнала она из сводки Совинформбюро, что ее родной город оккупирован немецкими войсками, что по тем улицам, где она когда-то спешила в школу, ступили сапоги врага. «Только на фронт!» — решила Докутович и, узнав о наборе добровольцев в армию, вместе с подругой, тоже гомельчанкой Полиной Гельман, пришла в ЦК ВЛКСМ с рекомендацией комсомольской организации института. В те дни шло формирование женской авиационной части, руководила формированием Марина Михайловна Раскова, и Галина, как прошедшая подготовку в аэроклубе, была зачислена в часть и направлена учиться в приволжский город Энгельс. При распределении попала в штурманскую группу, наиболее многочисленную, так как в то время в нашей стране почти не было подготовленных женщин-штурманов, вместе с Галей в группу также были зачислены Женя Руднева, Дуся Пасько, Наташа Меклин, все трое впоследствии удостоились высокого звания Героя Советского Союза.
Заниматься девушкам приходилось по 16—17 часов в сутки, иногда жертвуя сном, но никто не роптал. Наконец наступил долгожданный день — был зачитан приказ об образовании женского ночного легкобомбардировочного авиационного полка. Командиром была назначена Евдокия Давыдовна Бершанская, опытная летчица.
А вскоре полк вылетел на фронт на фронт, 23 мая 1942 года в ясный солнечный день вырулили самолеты на стартовую дорожку, затем по порядку взлетели эскадрильями, построились девятками и, сделав круг над городом, легли на курс. Полк прибыл на фронт в трудное время. Ожесточенные бои шли в южной части Донецкого бассейна, на реке Миус, на подступах к Таганрогу, там и начал свой боевой путь женский авиационный полк. Из воспоминаний главного маршала авиации К. А. Вершинина, тогда в 1942-м командующего 4-й воздушной армией, в состав которой и вошел женский полк: «Товарищ командующий, — позвонил мне командир 218-й дивизии Дмитрий Дмитриевич Попов, — докладываю: принял сто двенадцать барышень. И что я буду делать с ними? — В голосе Попова проскальзывала досада. — Они не барышни, Дмитрий Дмитриевич, а полноценные летчицы, — ответил я полковнику. — И, как все, будут воевать с врагом».
Первый боевой вылет полка состоялся в июне 1942 года, когда в ночь на 9-е женский полк принял боевое крещение. Провожать экипажи в полет пришли командир дивизии Д. Д. Попов и комиссар А. С. Горбунов. На задание вылетели экипажи командира полка Е. Д. Бершанской и командиров эскадрилий С. Амосовой и Л. Ольховской, им предстояло нанести бомбовый удар по живой силе противника. При подходе к цели вражеские зенитки обстреляли самолет Бершанской. Маневрируя, она вышла к намеченному пункту и с высоты 600 метров сбросила бомбы. Ее примеру последовал экипаж Амосовой. В это время зенитный огонь усилился. Несколько осколков угодило в машину Бершанской, но летчица не растерялась и сумела вывести самолет из-под обстрела, ушла из-под обстрела и Амосова. А вот третьему экипажу не повезло. Во время бомбежки Л. Ольховская и В. Тарасова получили тяжелые ранения и в районе поселка Красный Луч их самолет столкнулся с землей, экипаж погиб. Там местные жители и похоронили отважных девушек…
С тех пор жизнь Гали Докутович и ее подруг проходила в воздухе, в боях, в самолете. Как отмечала командир полка Евдокия Бершанская: «Докутович отлично освоила штурманское дело, успешно летала в сложных метеоусловиях, ее отличало исключительно точное бомбометание». Но чего стоили нашим девушкам боевые вылеты, требовавшие и физических сил, и мужества! Однажды, вернувшись с очередного боевого вылета, Галя, настолько была измучена, что прилегла отдохнуть прямо на стоянке самолетов и на нее совершил наезд торопившийся на старт водитель бензовоза. Пройдя курс лучения в госпитале, она была выписана, чтобы продолжить восстановление сил в отпуске, но Галя принимает мужественное решение и возвращается в полк. Не могла она поступить по-другому в то тяжелое для всей страны время. Втайне от всех Галя принимала обезболивающие лекарства, о чем стало известно лишь после ее гибели, и летала наравне со всеми. О напряженности боевой работы можно судить по воспоминаниям Евдокии Борисовны Пасько, Героя Советского Союза: «За одну летную ночь мы успевали сделать 5—6 боевых вылетов, в зимние ночи — 10—12. Были случаи, когда экипажи от усталости не могли самостоятельно выйти из кабин. Работать приходилось и в кинжальных лучах немецких прожекторов и при сильном артобстреле».
В те дни Галя писала:
Грозными армадами идут бомбардировщики, А над ними стайками вьются ястребки. Дрогнет враг, попятится, в гости к нам непрошенный, Побежит с разгневанной солнечной земли! |
Кроме боевой работы, Галя занималась и общественной — редактировала литературный журнал, который издавался в полку. В нем печатались и ее рассказы. Журнал пользовался большой популярностью среди летчиц.
Летом 1943 года советские войска перешли в контрнаступление на Орел и Белгород, шли упорные бои на земле и в воздухе. К тому времени у Гали насчитывалось свыше 120 боевых вылетов.
О том, что случилось в ночь на 1 августа 1943 года, из уст начштаба полка Ирины Вячеславовны Ракобольской: «Было произведено по заданным целям 15 самолето-вылетов, сброшено на врага 140 бомб. С задания не вернулось 4 экипажа: Высоцкая, штурман Докутович; Крутова, штурман Саликова; Полунина, штурман Каширина; Рогова, штурман Сухорукова».
После гибели Гали, читая ее дневник, подруги узнали, что она вернулась в полк из госпиталя еще не окрепшей, что, сражаясь наравне с подругами, она должна была все время скрывать мучительные страдания, которые причиняла ей невылеченная травма, что порой ей приходилось принимать болеутоляющие лекарства.
Сколько наших талантливых, умных, смелых, красивых девушек унесла военная пора 1941—1945 годов… Это потерянные жизни целого поколения… Они по-настоящему преданно любили Родину, сражались за ее освобождение, не щадя своих жизней.
Комполка Е. Бершанская ставит боевую задачу вылетающему экипажу
Мемориальная доска Г. И. Докутович в Гомеле
Галя Докутович похоронена под станицей Крымская (ныне город Крымск Краснодарского края) в селе Русское в братской могиле, где на мемориальной плите начертано и ее имя. Не забыто ее имя и в родном Гомеле, где одна из улиц названа в ее честь, на здании Гомельского политехникума (ул. Билецкого, 6), в котором размещалась школа, где в 1933—1936 гг. училась Докутович, установлена мемориальная доска. Ей посвящена пьеса В. Мехова «Полет», поставленная в 1969 году Белорусским республиканским театром юного зрителя.
Как известно, немцы прозвали летчиц 46-го гвардейского авиаполка «Ночными ведьмами» за то, что все их боевые вылеты были исключительно ночными, а перед пикированием на вражеские позиции летчицы еще и отключали моторы на своих бипланах По-2, и оставался слышим лишь негромкий шелест воздуха под крыльями, похожий на звук метлы. Но тысячу раз прав российский телеведущий, народный артист Российской Федерации Леонид Якубович, снявший фильм о летчицах женского авиаполка, сказавший о них так: «Они не “ведьмы”, они “НЕЗАБУДКИ”!».